Для начала следует рассказать об антураже в стратегии KING Art, так как он выступает одной из главных особенностей проекта. В игре пользователи погружаются в альтернативную вселенную 1920-х годов, созданную на основе работ художника Якуба Розальски. Ее выразительная черта – огромные дизельпанковые роботы, которые используются в качестве боевых единиц. Во многом благодаря этим механизмам антураж получился оригинальным и запоминающимся. А вторая особенность вселенной уже больше касается сюжета и заключается в демонстрации Первой мировой войны. Iron Harvest показывает, что в боевых действиях на восточном фронте принимали участие три фракции – Саксония, Русвет и Полания. Это местные аналоги Германии, Российской империи и Польши. Правда, они частично отличаются от указанных государств. Русветом, к примеру, хоть и правит царь Николай II, но держава использует советскую символику, да и другими узнаваемыми чертами СССР обладает. Наблюдать за действиями фракций в Iron Harvest весьма интересно, учитывая, что каждой из них посвящена отдельная кампания. Вот только выбрать, с какой из них начать приключение, не получится. Разработчики реализовали сквозной сюжет и строгую последовательность: сначала идет повествование со стороны Полании, потом – Русвета, а затем – Саксонии.
На подходах к вражеской базе.
Первая кампания рассказывает о нелегкой судьбе Анны Кос – девушки, которая из-за войны потеряла брата Янека. Когда она была маленькой, тот ушел сражаться с Русветом и не вернулся. Параллельно пользователям рассказывают, что противостояние между тремя упомянутыми фракциями закончилось перемирием. Согласно прописанным в нем условиям, Поланию поглощает местная Российская империя, то есть государство теряет независимость. Жители державы несогласны с таким положением дел, поэтому организовали сопротивление. Командует им Лех Косс – дядя Анны, который тоже будет фигурировать в сюжете. Впервые он появится в стартовых миссиях, демонстрирующих нападение войск полковника Зубова из Русвета на деревню главной героини. Этот антагонист заявил, что ищет ученого по фамилии Дыбовски, так как тот знает месторасположение некой Фабрики. А уже через несколько мгновений игрок увидит, за кем охотится злодей. Оказывается, целью Зубова выступает отец Анны, Петр, который обладает ценными сведениями. На этом моменте завязка сюжета заканчивается, и начинаются спойлеры, а их никто не любит.
Повествованию в Iron Harvest удается заинтриговать и довольно долго удерживать игрока на крючке – ровно до момента, пока на экране не появится некий персонаж. В нем легко узнается главный злодей, по вине которого случились многие конфликты между Русветом, Поланией и Саксонией, причем уже после войны. Любой человек, который хоть немного знает историю, при прохождении поймет, о ком идет речь. Этот персонаж одним своим видом, словно говорит «я здесь центральный антагонист». Герои в игре, кстати, проработаны на приемлемом уровне и имеют вполне понятную, хоть и простую мотивацию. Основные действующие лица неплохо раскрываются по сюжету, и некоторым из них даже удается сопереживать. Со второстепенными персонажами ситуация чутка хуже. Они либо слишком редко появляются на экране, либо представляют собой однобоких личностей. Тот же Лех Косс – это ярый патриот и фанатик, который готов пойти на все ради свободы Полании. Больше никакой информации о дяде Анны игрокам не дают, из-за чего персонаж ощущается хоть и интересным, но не проработанным. И похожих примеров в Iron Harvest немало.
Дядя Лех управляет мехом, который обладает высоким уроном на ближней дистанции.
Такая ситуация в игре сложилась по двум причинам. Во-первых, разработчики реализовали чересчур много персонажей, из-за чего не смогли уделить всем достаточно времени. Во-вторых, сюжет в стратегии почти полностью развивается в заставках. При прохождении миссий он затормаживает, а герои на заданиях лишь изредка перебрасываются парочкой фраз. И возможно, требовать глубокого раскрытия персонажей от стратегии глупо, однако в Iron Harvest виден потенциал для этого. Но зато сюжет отлично проявил себя с другой стороны. Он прекрасно показывает, как война и борьба за власть среди сильных мира сего ломает судьбы простых людей. Повествование наполнено драмой и даже трагизмом. История не стесняется показывать серую мораль и самопожертвование ради высших целей. Все это только повышает интерес к ней, так что в целом сюжет можно называть сильной стороной Iron Harvest.
Каждая кампания в проекте KING Art включает десяток миссий, между которыми присутствуют сюжетные ролики, причем структурированы задания одинаково. Сначала разработчики предоставляют возможность ознакомиться с базовыми геймплейными принципами проекта. И уже на этом этапе становится понятно, что Iron Harvest оснащена стандартным для стратегий в реальном времени игровым процессом, но с парочкой особенностей. При прохождении первых миссий пользователю дают руководить несколькими юнитами, и вот на них остановимся подробнее. Боевые единицы в Iron Harvest делятся на три типа – героев, пехоту и механизмы. К первым относятся персонажи, фигурирующие в сюжете. Они всегда имеют определенные особенности. Например, Анну сопровождает боевой медведь Войтек, который способен атаковать врагов и вне боя лечить хозяйку и ближайших союзников. А еще девушка отлично управляется со снайперской винтовкой и умеет совершать пробивной выстрел, поражающий всех противников-людей на своем пути. Героев в Iron Harvest около десяти, и они получились уникальными, за что игре отдельный плюс. Некоторые из них управляют личными мехами, отличающимися от других роботов. Благодаря такому разнообразию пользователю будет интересно выяснять, как лучше всего применять тех или иных героев в сражении. Жаль только, что не все они получились одинаково полезными. В последней миссии поланской кампании игроку дают управлять ну уж очень слабым персонажем, хоть и весьма оригинальным в рамках игры.
В игре, кстати, заставки на движке выглядят весьма неплохо.
Пехота выступает самой многочисленной категорией юнитов. Она включает обычных ополченцев с винтовками, инженеров, медиков, пулеметчиков, бойцов с огнеметами и тяжелым вооружением, солдат в экзоскелетах, а еще орудийные и другие расчеты. Все указанные боевые единицы нанимаются отрядами – чаще всего по пять человек. Если же речь о пушке, то ее обслуживанием занимается одна такая группа. Пехотинцы, как и герои, имеют свои преимущества и слабости. Например, в открытом сражении против мехов они быстро превращаются в пушечное мясо, но если бойцов с тяжелым вооружением спрятать за укрытием, то они смогут нанести немало урона вражескому роботу. Необходимость правильно располагать своих солдат – это важный элемент Iron Harvest. Каждый отряд пехоты можно разместить за определенной преградой, откуда он будет вести огонь, оставаясь под защитой. Если игрок желает нести как можно меньше потерь в сражениях, то ему лучше привыкнуть к описанной особенности. Сильнее всего она дает о себе знать во время миссий с обороной от волн врагов. В такие моменты важно обеспечить отряды людей должной защитой. Правда, есть в использовании укрытий и обратная сторона медали. Сражения в Iron Harvest часто довольно сумбурные, из-за чего попросту не хватает времени отдавать приказы каждому отдельному отряду. А если немного замешкаешься, то вражеский робот сделает залп, и из пяти солдат в группе останутся двое, после чего толку от них будет мало. Такой сценарий в Iron Harvest не редкость, так как игрок всегда в первую очередь будет отдавать приказы роботам, как более эффективным юнитам.
Отдельно стоит отметить другую особенность отрядов в Iron Harvest. У каждого из них есть запас здоровья, который постепенно уменьшается в бою. Но умирают солдаты не пропорционально снижению полоски жизни. Допустим, у группы пулеметчиков есть 500 пунктов здоровья. Логично подумать, что при потере каждых 100 единиц в отряде будет погибать один солдат. Однако в стратегии KING Art это правило не работает. Нередко случается, что у отряда осталось 50 пунктов жизни, а на ногах еще три бойца. В интенсивных битвах это порой раздражает.
Столкновение пехотных отрядов.
Теперь поговорим о тех самых мехах. Каждая фракция имеет около шести уникальных разновидностей боевых машин. Они отличаются по скорости передвижения, запасу здоровья и брони, урону и прочим характеристикам. Отталкиваясь от них и дополнительных способностей роботов, игрок должен находить им применение в сражениях. Возьмем, к примеру, поланского меха Smialy. Он может быстро передвигаться по полю битвы, в чем его главное преимущество. Если где-то срочно нужна подмога, то лучше всего высылать именно этих роботов. С другой стороны, в прямом противостоянии с вражескими мехами у Smialy обычно нет шансов победить. Зато им можно действовать на границе видимости юнитов противника. Это, кстати, еще один параметр, который нужно учитывать в сражениях. Если Smialy будет делать выстрел по сопернику, а потом уходить из его зоны поражения, то сможет справиться даже с самым сильным мехом. Жаль только, что на такой микроконтроль в игре обычно нет времени – нужно отрастить еще две руки и дополнительную мышку к ПК как-то подключить.
В целом мехи Полании больше рассчитаны на быстрое передвижение по полю битвы и оборону объектов. Саксонские роботы – это высокий урон и крепкая броня, но у них есть уязвимые места, да и передвигаются они очень неохотно. А боевые машины Русвета способны порадовать уроном по области благодаря залпам ракет и огнеметам. Особенности мехов интересно изучать в процессе прохождения, а еще эти юниты добавляют зрелищности сражениям. Когда в массовых баталиях сталкиваются несколько роботов, совершающих выстрелы из разных пушек, то сразу хочется приблизить камеру и запечатлеть все действие в памяти. Здесь же стоит упомянуть о разрушаемости окружения. Мехи способны превращать многоэтажные дома и прочие объекты в руины, их снаряды создают на земле воронки, а после уничтожения робота остаются обломки, которые преграждают путь. Благодаря этому Iron Harvest дарит ощущение управления гигантскими и мощными машинами, которое радует на протяжении всего прохождения.
Полуразрушенные локации производят впечатление.
В первых заданиях каждой кампании пользователь, грубо говоря, собирает юнитов по карте или получает их автоматически. То есть к герою после определенного момента или действия присоединяются отряды пехоты и гораздо реже мехи. Дизайн локаций в Iron Harvest следует удостоить отдельной похвалой. С тактической точки зрения, он сделан довольно качественно. Карты усыпаны укрытиями и домами, которые тоже могут занимать пехотинцы и почти к каждой точке есть несколько подходов, поэтому не бывает такого, что игра заставляет идти в лобовую атаку. Наоборот, пользователя всячески мотивируют исследовать покрытую туманом войны местность. Если тщательно обыскивать карту, то почти всегда удается найти передвижные пулеметы и разнообразное оружие. Последнее может экипировать отряд пехоты, таким образом сменив свою специализацию. Указанная механика позволяет после стычки с врагами забрать их амуницию и переформатировать свои войска. На картах также находятся аптечки и контейнеры с ресурсами. Последние выступают валютой для найма войск, и вот здесь пришла пора поговорить о строительстве. В каждой кампании превалируют миссии с возведением собственной базы. Построек в игре немного: штаб, казармы, мастерская и дополнительные оборонительные сооружения, например, пулеметные гнезда. Упомянутые здания накапливают немного ресурсов, позволяют нанимать пехоту и мехов соответственно. К расходуемым материалам в проекте относятся железо и нефть. Штаб не может обеспечить игрока должным количеством ресурсов, поэтому ему необходимо захватывать рудники и заводы, добывающие нефть. Зачастую на карте находится десяток таких объектов, хотя численность варьируется в зависимости от миссии. Эти точки повышают количество ресурсов, которые пользователь получает каждые несколько секунд.
Система контроля рудников и заводов перешла в Iron Harvest из Company of Heroes. И все бы ничего, да только тут дает о себе знать тот самый главный минус проекта – сломанный баланс. Миссии в стратегии KING Art стараются удивлять постановкой и разнообразными занятиями. Однако в большинстве случаев все сводится к возведению базы и уничтожению вражеских укреплений. Уже в первых заданиях со строительством в голову закрадывается мысль: «А чего так трудно-то?» На среднем уровне сложности противостояние с врагом, у которого сооружены две базы, превращается в мучение. Необходимо постепенно копить ресурсы, сооружать юнитов, отправлять их на точки добычи материалов, не забывать об обороне базе и еще как-то планировать атаку. Враги слишком часто нападают на укрепления игрока и не дают толком скопить силы. Здесь можно сказать, что в этом заключается особенность Iron Harvest, но ничего подобного. Из-за интенсивного натиска противника миссии ощущаются затянутыми. При этом искусственный интеллект еще и чудит моментами – не захватывает заводы и рудники, которые почти не обороняются.
Это был очень тяжелый штурм моста.
Однако со всем этим можно мириться, пока не начинаются последние миссии. Финальное задание за Поланию и вовсе стало апогеем в демонстрации проблем с балансом. Враги там настолько активно атакуют пользователя и отбирают объекты, добывающие ресурсы, что справиться с ситуацией попросту невозможно. Противник атакует со всех сторон, а через пятнадцать минут после начала присылает флагманские боевые машины к базе игрока и стирает ее в порошок. Противопоставить сопернику в этот момент попросту нечего. Даже если попытаться захватить мехов на карте, о которых, кстати, ничего не сообщается, то это все равно не гарантирует победу. В результате задание даже на легкой сложности превращается в сущий двухчасовой ад. И таких вот проблем с балансом в проекте предостаточно.
А вот с графикой в Iron Harvest ситуация гораздо лучше. KING Art реализовала отменную стилистику, передающую настроение дизельпанка. Она неплохо поработала над анимациями всех юнитов и визуальными эффектами. Это особенно ощущается в массовых стычках и при разрушении объектов. Правда, за визуальную красоту приходится платить производительностью. Стабильные 60 кадров/с игра показывает редко – чаще 50-45 с падениями до 30 в моменты скопления множества юнитов. В общем, над технической составляющей разработчикам еще предстоит потрудиться. А вот звуковое сопровождение не подкачало – и эффекты, и саундтрек отлично дополняют происходящее на экране.
При наведении на врага можно увидеть его характеристики.
Подытоживая все вышесказанное, хочется назвать Iron Harvest качественной стратегией в реальном времени с классическим для жанра геймплеем и одним большим «НО». Плохо отрегулированный баланс сыграл с проектом злую шутку, ведь этот изъян сложно исправить. Причем на легкой сложности первые миссии ощущаются слишком уж простыми, а на среднем последние становятся непроходимыми. В описанных условиях система добычи ресурсов через объекты на карте уже не кажется такой хорошей идеей. Если же игроки согласны мириться с описанной проблемой, то они смогут получить удовольствие от Iron Harvest. Игра обладает неплохим сюжетом и дарит великолепное ощущение пилотирования дизельпанковых мехов. Да и контента в ней предостаточно. Кроме сюжетных кампаний, есть многопользовательский режим, рейтинговые матчи, испытания и сражения с заранее прописанными условиями.
Интересный сюжет, объединяющий три кампанииАнтуражОщущение управления могучими мехамиСтруктура локацийПостановка отдельных заданийРазрушаемость окружения
Кривой балансВыполнение дополнительных поручений почти не вознаграждаетсяПлохо раскрыты отдельные персонажиСолдаты в отрядах умирают непропорционально потерянному здоровью
Оценка игре: 3.9/5
Система оценок Gamer-Info.com
Рецензия написана на основе игры для PC